Navigation/Close Facebook Instagram POLYTECH1 Header3 main-title-lost THE LOST WORLD main-title-world Политех Twitter Correct VK
#политехфест ENG

22 мая в 18:00 на фестивале «Политех» британский ученый Дэвид Эдмондс прочтет лекцию на тему «Может ли наука учить людей морали?». Перед лекцией Дэвид Эдмондс рассказал «Медузе», существуют ли правильные ответы на сложные этические вопросы, почему либералы ближе к объективной морали, чем консерваторы, и в чем этические проблемы самоуправляемых машин Google.

 — В предисловии к вашей книге «Убили бы вы толстяка? Задача о вагонетке» вы пишете, что на ее страницах произойдет немало убийств — и действительно в мысленных экспериментах, которые вы приводите, погибают десятки людей. Но в название вынесено именно убийство толстяка под колесами поезда. Чем так уникален его случай?

 — На самом деле есть два основных мысленных эксперимента такого рода — проблема вагонетки и проблема толстого человека. Проблема вагонетки, предложенная английским философом Филиппой Фут в 1967 году, состоит вот в чем: неуправляемая вагонетка или поезд катится по рельсам, к которым прикованы пять человек. Вы — случайный свидетель, но у вас есть возможность перевести стрелку и пустить поезд на запасной путь. Впрочем, и к нему привязан человек, правда всего один. Переведете стрелку — спасете пятерых, но, скорее всего, погубите одного. С толстым человеком похожая ситуация — поезд и пятеро на рельсах, только вы стоите над путями на мосту, а рядом с вами очень тучный человек. Если вы столкнете его на рельсы — его тело остановит поезд, пятеро спасутся, но толстяк умрет наверняка. Так вот, почти все считают, что перевести стрелку приемлемо и даже нужно, но почти никто не считает, что следует сбросить толстяка на рельсы. И задача моей книги — разобраться, что именно заставляет людей миндальничать с толстяком.

Есть такое любопытное обстоятельство: хотя почти никто не стал бы сталкивать толстого человека с моста, никто не может толком объяснить почему. Это выглядит так, будто в наш мозг каким-то образом встроена грамматика этики, грамматика морали. Мы следуем ее правилам, не зная, в чем именно они заключаются. Здесь вообще можно провести интересную параллель с языком: ведь мы часто не знаем правил родного языка, мы просто ставим подлежащее и сказуемое в правильном порядке, не задумываясь. Если задуматься, можно разобраться, каким правилам мы на самом деле следуем в языке. Ситуация с моралью в чем-то похожа: у нее есть свои объективные правила, но разобраться в них не так-то легко.

 — То есть в случаях с проблемой вагонетки и проблемой толстяка, а также в других мысленных экспериментах есть объективно правильный выбор?

 — Да, думаю, есть. И это как раз тот выбор, который делают большинство людей: нельзя сталкивать толстяка на рельсы. И в книге я объясняю, почему это так: в сущности, это связано с тем, что, сбрасывая толстяка на рельсы, вы используете его как средство для достижения цели. Вам нужна его смерть для спасения других. А в случае проблемы вагонетки вам не нужна смерть человека, прикованного на боковом пути. В этом — ключевая разница между двумя экспериментами. Я не отношусь к философам-релятивистам и думаю, что те, кто готов убить толстяка, просто не правы. Мораль — это то, в чем можно делать ошибки. И я пытаюсь разобраться в правилах, понять, что означает объективность морали. Но в том, что она объективна, я не сомневаюсь.

 — По поводу объективности морали среди философов сложился консенсус?

 — Философы согласны по этому поводу куда больше, чем обычные люди. Последние, как ни странно, очень любят говорить о том, что мораль — это вопрос точки зрения, что она у каждого своя. Но если ты спросишь: а может, Гитлер не так-то плох, может, это тоже вопрос точки зрения, они скажут — конечно, конечно, нет. Любопытно, что та же история, по-моему, происходит и с эстетикой. Все любят повторять, что о вкусах, мол, не спорят, но если спросить, правда ли, что условная группа ABBA лучше Бетховена или Шостаковича, — мало кто согласится. В общем, философы в основном согласны, что мораль объективна, споры идут скорее о том, что это значит — «объективна». Мораль не объективна, как объективен стул, который вы можете потрогать.

Продолжение

Другие записи в блоге

17 МАРТА

ФЕСТИВАЛЬ «ПОЛИТЕХ» СОБИРАЕТ УЧАСТНИКОВ-ВОЛОНТЕРОВ НА ПРОЕКТ MUSEO AERO SOLAR

Фестиваль собирает команду для сбора гигантского воздушного шара из пластиковых пакетов